Во время Великого поста церковь призывает своих верующих отказаться от многих земных удовольствий и сконцентрироваться на духовном росте. Однако, есть некоторые практики, которые могут привести к неправильному пониманию церковных учений. Одна из таких практик - чтение акафиста в пост, которое может нанести вред душевному здоровью и отвлечь от основной цели поста. В этой статье мы рассмотрим, почему нельзя читать акафист в пост, и как это может повлиять на нашу духовную жизнь.
Содержание
Приводит к излишествам и гордыне
Чтение акафиста в пост может привести к излишествам и гордыне по нескольким причинам:
- Человек, который читает акафист в пост, может начать чувствовать себя “особенным” или выражать свою религиозность через излишества, такие как чрезмерное постение или уединение.
- Пост может стать не столько средством очищения и приближения к Богу, сколько способом похвалиться своими духовными достижениями перед другими.
- Чтение акафиста, особенно при общественном участии в нем, может стать формой виртуальной показухи перед другими верующими.
Таким образом, чтение акафиста должно быть сознательным и осуществляться не из желания похвалиться своими постными усилиями, а с искренним стремлением к преодолению своих внутренних барьеров и приближению к Богу.
Уходит от истинного покаяния
Чтение акафиста во время поста может стать преградой на пути истинного покаяния. Нередко люди, прибегая к этой практике, уходят от истинного покаяния и заменяют его формальным исполнением религиозных обрядов.
Приведем несколько примеров, как чтение акафиста может стать препятствием к истинному покаянию:
- Человек считает, что, прочитав акафист, он выполнил свой религиозный долг и может продолжать жить своей обычной жизнью, не задумываясь о своих поступках и не стараясь изменить себя.
- Чтение акафиста может стать заменой личной молитве и общению с Богом. Вместо того, чтобы находиться в постоянном общении с Всевышним, человек заменяет это на чтение привычного текста.
- Нередко люди читают акафист с целью получения материальных благ или излечения от болезней. В таком случае обращение к Богу обретает формальный и selfish характер, и истинное покаяние отодвигается на задний план.
Истинное покаяние - это изменение своей жизни и отказ от греха. При этом необходимо обратиться к Богу, исповедоваться и поменять свое поведение. Чтение акафиста может служить подспорьем на этом пути, но не должно стать заменой истинного покаяния.
Мешает смирению
Чтение акафиста в пост может мешать достижению смирения по нескольким причинам:
- Создание иллюзии благочестия: человек может начать считать себя благочестивым, только потому что уделяет столько времени молитве, не понимая, что истинное благочестие заключается не в количестве молитвенных практик, а в качестве своей жизни и поступков.
- Пренебрежение своими обязанностями: вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении своих ежедневных обязанностей и обслуживании других людей, человек может убежать от реальности, занявшись постоянным чтением молитв. Это может привести к тому, что он потеряет ценность своей жизни и не будет эффективно использовать свое время и ресурсы для служения другим и служения Богу.
- Высокомерие: если человек воспринимает свое чтение акафиста как заслугу или способ заработать Божье благоволение, то он может начать гордиться своей благочестивостью и пренебрегать своей смиренной жизнью. В результате люди могут не видеть своих грехов и стать непозволительно высокомерными, что противоречит христианским ценностям.
Кроме того, частая практика чтения акафиста может привести к тому, что он станет скучен и формальным, и перестанет быть для человека источником утешения и божественной мудрости. Поэтому, христиане должны быть осторожными и балансировать время, которое они проводят в молитвах и заботе о реальности своей жизни.
Создает привычку
Чтение акафиста в пост не рекомендуется, поскольку подобные духовные практики могут создать привычку воспринимать их как “обязательные” для достижения духовных целей. Привычка следовать религиозным обрядам не всегда является полезной, так как она может отвлекать от главной цели веры - развития своей духовности.
Привычка - это выработанное поведение, которое выполняется автоматически, без необходимости принимать осознанные решения. Когда привычка закрепляется в психологии человека, то достичь изменений в поведении становится затруднительно. Если человек постоянно выполняет одно и то же действие, то со временем это действие становится для него нормой и он уже не задумывается о необходимости его выполнения.
После того, как привычка закрепляется в поведении, очень сложно избавиться от нее. Именно поэтому многие духовные лидеры учат своих последователей быть предельно осторожными в выборе целей и практик. Любая духовная практика может привести к созданию привычки, поэтому следует относиться к ним с осторожностью.
Противоречит практике поста
Во время поста одним из главных принципов является отказ от излишеств и сосредоточение на духовной жизни. В этом контексте читать акафисты и службы, которые сопровождаются музыкальным сопровождением, противоречит практике поста по нескольким причинам:
- Шум и музыка могут отвлечь от молитвенной практики. Во время поста именно молитва и непрерывное обращение к богу должно стать основным занятием, а не сопровождение музыкой.
- Акафисты и службы часто сопровождаются более пышным и торжественным походом в церковь, что также противоречит идее о смирении и отказе от излишеств и наслаждений.
- Пение и музыкальное сопровождение могут стать объектами наслаждения или целью визуального восприятия для верующих, что также противоречит принципам поста и духовности.
Таким образом, чтение акафистов и служб с музыкальным сопровождением может быть перенесено на период после поста, когда верующие смогут более полностью сосредоточиться на этой практике и исключительно посвятят этому время и усилия.