В Русской Православной Церкви перед причастием требуется подготовка, включающая заключение временного поста, исповедь и чтение молитв. Кроме того, многим из нас знакомы так называемые "три канона", или каноны перед причастием, которые также включаются в эту подготовку. В современном мире, однако, находится множество людей, которые не знакомы с этой традицией. В данной статье мы разберемся, насколько важно читать три канона перед причастием, и как важны они для подготовки к святому причастию.
Содержание
Определение термина ‘три канона’
Три канона - это церковный канонический текст, состоящий из трех разделов: Канонов Пасхи, Успения и Богородицы. Эти три канона были написаны святыми отцами церкви в раннем средневековье и считаются чрезвычайно важными для православного христианина.
Канон Пасхи посвящен празднику Пасхи и содержит описание событий, произошедших в день воскресения Христа.
Канон Успения посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы и повествует об уходе Богородицы из этого мира.
Канон Богородицы содержит гимны и молитвы, посвященные Пресвятой Богородице, и считается одним из наиболее прекрасных и возвышенных творений духовной литературы православной церкви.
Три канона читаются в церкви и исполняются в указанные праздники. Многие люди читают их также перед причастием. Если необходимо правильно читать каноны, рекомендуется проконсультироваться с приходским священником или духовником.
Исторический контекст этой практики
Чтение трех канонов перед причастием является древней практикой в православной церкви. Исторический контекст этой практики включает следующие моменты:
- В ранней церкви церковный канон был частично устным, и верующие не всегда имели возможность запомнить содержание молитв и псалмов. Поэтому перед причастием их читали наизусть, что позволяло готовиться к святой трапезе и сосредотачиваться на ее значимости.
- В 16-17 веках в России было распространено читание утреннего царского псалтира перед причастием. Это было обязательным для всех, кроме священников и монахов. В более поздние времена эта практика изменилась, и стало принято читать три канона – канон преподобного Андрея Критского, канон преподобного Андрея Критского и канон преподобного Иоанна Дамаскина. Кроме того, читались молитвы, моления и покаянные каноны.
- В наше время часто возникает дискуссия о том, необходимо ли читать три канона перед причастием. Одни считают, что это не имеет большого смысла, поскольку многие не понимают значения молитв и псалмов, которые читают. Другие же настаивают на том, что это важная духовная практика и позволяет подготовиться к святой трапезе на должном уровне.
Таким образом, исторический контекст этой практики свидетельствует о том, что читание канонов и молитв перед причастием – это древняя духовная практика, которая пришла к нам из ранней церкви и была популярна в России в 16-17 веках. Наши предки придавали этому большое значение, поскольку это позволяло подготовиться к святой трапезе и обратить мысли к духовным ценностям. Сегодня же каждый человек решает сам, нужно ли ему читать три канона перед причастием, поскольку это зависит от индивидуальных духовных потребностей и уровня подготовки к святой трапезе.
Современные мнения о прочтении канонов
Прочтение канонов является обязательной практикой многих церковных традиций. Однако, мнения о необходимости и полезности этой практики различаются, особенно в современном мире.
Некоторые прихожане и священники утверждают, что читание канонов перед причастием является необходимым условием для духовной очистки и подготовки к приему святых даров. Они считают, что каноны помогают сосредоточиться на своих духовных потребностях, укрепить веру и понимание религиозных текстов.
Другие же люди считают, что прочтение канонов не является обязательным для приема Тайны Святой Евхаристии и формализмом в исполнении религиозных обрядов. Они утверждают, что важнее не сама форма, а отношение верующего к Богу и ближнему, а каноны, как и другие установления Церкви, могут использоваться только как медитативная практика.
Некоторые церкви и конфессии также относятся к чтению канонов более консервативно, считая его обязательным и рекомендуя исполнение канонов до причащения.
В общем, вопрос о необходимости прочтения канонов перед причастием остается дискуссионным и вызывает различные мнения в современных церковных кругах. Стоит отметить, что решение о включении чтения канонов в религиозную практику лежит на усмотрение конкретной церкви и верующих.
Аргументы ЗА и ПРОТИВ
ЗА
Чтение канонов позволяет почувствовать глубинный смысл причастия. Каноны содержат в себе молитвы и стихиры, которые помогают понять значение тайны причастия и укрепляют духовную связь с Богом.
Чтение канонов является православной традицией, которая сохраняется на протяжении веков. Это особый ритуал, который помогает подготовиться к общению с Тайной Христовой.
Чтение канонов – это своего рода исповедь, которая помогает очиститься от грехов и подготовиться к причастию. Каноны содержат молитвы о прощении, о здравии и сохранении душевного благополучия.
ПРОТИВ
Необходимость чтения канонов перед причастием не прописана в уставах или нормативных актах церкви. Это является скорее местной традицией, которая не обязательна для всех верующих.
Некоторые люди не могут себе позволить тратить много времени на чтение канонов перед причастием. Кроме того, иногда утреннее богослужение может начинаться очень рано, что затрудняет возможность прочесть все каноны.
Для многих верующих само причастие является наиболее важным моментом в богослужении. Чтение канонов отвлекает от основной тайны Христовой и может подорвать веру в её ценность.
Собственное решение вопроса для каждого человека
Когда речь идет о принятии причастия, многие люди рассматривают вопрос о прочтении тридцати канонов. Однако, нужно ли это делать или нет, решать каждому человеку самостоятельно, исходя из своих вероучений и убеждений.
Если вы считаете, что прочтение канонов перед причастием помогает вам настроиться на правильный лад и приблизиться к Богу, то почему бы не сделать это? Если же для вас каноны не имеют особого значения, то не обязательно заниматься их чтением.
Кроме того, если вам пока трудно находить свою веру или выбрать правильный путь, можно обратиться за советом к священнику или духовному наставнику. Он поможет определиться с тем, что именно вам нужно делать в данной ситуации.
В церковной традиции каждый человек вправе принимать решения относительно своей духовной жизни самостоятельно, и никто не имеет право насильно навязывать свои взгляды и правила. Поэтому, если вы готовы к причастию, то примите его так, как вам удобно и правильно, и не забывайте о главном – о своей вере в Бога и любви к ближнему.