Молитвы являются неотъемлемой частью православной литургии. Их произношение придает особую святыню богослужению, а наличие знаний о молитвах является необходимым для вступления в братство православных христиан. Чтобы стать настоящим верующим, необходимо научиться не только правильно читать молитвы, но и понимать их смысл. В данной статье мы расскажем о том, какие молитвы следует знать наизусть на литургии и почему это так важно.
Содержание
Отче наш
Молитва “Отче наш” является одной из самых известных молитв в христианстве. Она также называется “Молитва Господня” и изображена в Евангелии от Матфея и Луки. Эта молитва обращена к Богу и является символом веры и единства всех христиан.
Во время литургии “Отче наш” читается во время молитвы Господней, которая является частью антифонной части богослужения. Предшествующие молитвы имеют отношение к приготовлению тела и крови Христа, что помогает приготовить наши души к контакту с Богом.
Вот текст молитвы “Отче наш":
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле,как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день;и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Эту молитву можно прочитать вслух или произнести молча во время литургии. Христиане обычно читают эту молитву вместе, что создает единство и сильное духовное поднятие.
Верую
“Верую” - это часть Церковной молитвы, которая является одной из основных частей Литургии. Этот отрывок выражает основные убеждения в христианской вере.
Верующие говорят: “Верую в одного Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли”.
Затем они признают Господа Иисуса Христа как Сына Божьего и Спасителя мира, говоря: “Верую в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рожденного от Отца прежде всех век…”
И наконец, они также признают Божественного Духа, говоря: “Верую в одного Божественного Духа”.
Таким образом, “Верую” выражает веру в Троицу и является ключевой частью Церковной молитвы.
Символ веры
Одной из самых важных молитв на литургии является “Символ Веры”, который также называется “Символ Апостолов”. Эта молитва является выражением основных догматов христианской веры. Вот текст молитвы:
Верую в Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всем и невидимого.
И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Из Отца рожденного, прежде всех век, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного со Отцем, Имже все соделано.
На нас же, на людей, и на спасение наше сошедшего, и воплотившегося от Духа Святаго и Марии Девы, и вочеловечившегося.
Распят же за нас при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребен.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седящаго одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Исходящаго от Отца, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сославляема, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскрешения мертвых.
И жизни будущаго века.
Аминь.
Первоначально “Символ Веры” был составлен в IV веке как итоговый документ первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в Никее. С тех пор текст молитвы несколько раз дополнялся и исправлялся, однако его суть осталась неизменной. Сегодня “Символ Веры” читается на каждой литургии во время богослужения. Кроме того, эту молитву используют при крещении, причастии и других церковных обрядах.
Слава
Слава - это одна из основных молитв, которые несутся на литургии. Она является призывом к Вседержителю и является своеобразным хвалебным гимном всемогущей Божьей силе. Молитва начинается со слов “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, к которым прибавляются слова, которые зависят от времени года:
- Великий пост и Триодь постная: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
- Пасха и до святого Пятидесятницы: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава тебе, Боже” (эта часть повторяется трижды).
- Праздники и святки: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе”.
Определенных действий при произнесении молитвы не требуется. Многие верующие встают, крестятся или склоняют голову. При этом важно просто произнести ее с душевным поклонением и благоговением перед Богом.
Трисвятая
Трисвятая - молитва, которая произносится три раза во время литургии. Это одна из основных молитв православной церкви. В молитве упоминаются три лица Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух.
Трисвятая произносится следующим образом:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. \
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. \
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Перевод на русский язык молитвы звучит так:
Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. \
Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. \
Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Трисвятая упоминается в ходе литургии несколько раз: после ужинной молитвы, перед чтением апостола или евангелия, после чтения апостола или евангелия, после чтения Символа Веры, а также перед причастием.
Вышший благословение
Вышший благословение является завершающей частью литургии, которая включает в себя благословение священнослужителя и пение Трисвятой песни. Обычно священник встает перед олтарем и, держа в руках ковчег с Дарами, ошеломляющим голосом произносит следующие слова: “Будьте благословенны Господом, всякая душа преподающаяся Богу, будьте благословенны Господом святые, всегда, ныне и присно и во веки веков”. Затем он благословляет собравшихся, читая особую молитву, и произносит слова: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе”.
После этого священник кончит литургию и спускается с олтаря, чтобы вручить дарами “наперед” просителей. Кроме того, важно отметить, что В церкви Православной Восточной и в некоторых церквах Западной старообрядческой, В данный момент литургии считается завершенным, однако в ряде церквей Западной старообрядческой имеет место особая традиция: после чтения Трисвятой (или пока дары не будут вручены зоцеловать) община читает молитву “Душе моя, душе моя, восстань…” вместе со священником, который весь этот период держит в руках ковчег с дарами.