АРХИТЕКТУРА ХРАМА

Стоит на окраине села, у дороги, недалеко от берега реки Шоша и благодаря равнинному характеру местности хорошо видна издалека. Находившийся здесь мужской Дудин монастырь (Николо-Дудин монастырь) с деревянным храмом, известный с 16 в. и принадлежавший Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, упразднен в 1764 г., а деревянная Церковь Николая чудотворца 1700 г. стала приходской. Вместо нее в 1808 г. по проекту, исправленному тверским губернским архит. А.А. Трофимовым, прихожане хотели построить каменную церковь — крестообразный в плане храм с колокольней, выполненный в стиле псевдоготики.

Проект не был осуществлен из-за владельческих споров относительно земли для домов церковных служителей. Ныне существующая церковь была возведена по Церковь Вознесения. План.новому проекту в 1826-38 гг. (освящена в 1845 г.) на средства прихожан — действительного статского советника сенатора А.А. Врасского и крестьян помещицы Н.В. Неплюевой. Автором проекта, возможно, был губернский архит. И.Ф. Львов, взявший за основу один из образцовых проектов 1824 г. В 1915 г. в нескольких метрах к северо-западу от церкви выстроили сторожку. Около церкви сохранилось два надгробия нач. 20 в. Церковь сооружена из кирпича, изготовлявшегося на устроенном в селе заводе; фасады оштукатурены, в цоколе и деталях применен белый камень.

Один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской обл., отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции.Основу крупного четырехстолпного одноглавого храма центрического типа составляет кубический объем со световой ротондой, покрытой сферическим куполом с миниатюрной луковичной главкой на глухом белокаменном цилиндрическом барабане.

Почти равные прямоугольные выступы алтаря на востоке и паперти на западе несколько нарушают центричность сооружения, сообщая ему продольную ориентацию. Над папертью поставлены два яруса колокольни — квадратный в плане, прорезанный арками звона, и глухой цилиндрический.В торжественном и нарядном декоре храма основная роль принадлежит портикам тосканского ордера с шестью колоннами на постаментах, триглифно-метопным фризом в антаблементе, мутулами в карнизе и пологим треугольным фронтоном. Портики расположены на всех фасадах, с запада и востока — по ширине выступов. На стенах колоннам соответствуют пилястры.

 

Неосуществлённый проект церкви, исправленный архитектором А.А.Трофимовым (1808г). ГАТО

 

Антаблемент портиков продолжен на боковых флангах четверика, завершенного аттиком, по высоте соответствующим фронтонам. По центру всех фасадов, за исключением восточного, расположены входные проемы, а по сторонам от них — высокие прямоугольные окна, заключенные в наличники с сандриками-полочками.

Перед входами выступают гранитные площадки и ступени крылец. Боковые фасады притвора и апсиды обработаны ленточным рустом. Ротонда храма прорезана восемью прямоугольными окнами, простенки между которыми украшены парами тосканских пилястр.

В интерьере четыре мощных широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов световую ротонду с куполом. Пилястры на пилонах, а также соответствующие им на стенах имеют белокаменные базы и капители. Рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками, угловые компартименты — крестовыми.

Широкий арочный проем соединяет храм с апсидой, изнутри имеющей полукруглую форму, усложненную двумя угловыми полукруглыми нишами с востока. Апсида перекрыта конхой. В средней части притвора — сомкнутый свод, в двух боковых камерах — плоские перекрытия. Церковь Вознесения. 2003 г.

Фрагментарно сохранившаяся настенная живопись, выполненная в духе классицизма, прописана маслом в кон. 19 в. В куполе по кругу изображены Саваоф и архангелы. На барабане в верхней части помещены двух фигурные сюжетные композиции, в нижней — между написанными каннелированными пилястрами более развитые композиции, среди них — сцена «Поцелуй Иуды».

В основании барабана проходит гризайльный карниз. Различаются библейские и евангельские сцены, помещенные на пятах подпружных арок, основную плоскость которых заполняет полихромный орнамент, а в шелыгах на золотом фоне расположены поясные изображения святых в медальонах. Паруса занимают фигуры евангелистов.

В апсиде на южной стене сохранилась композиция «Введение во храм», в центральной нише с востока — «Воскресение Христово», в простенках между окнами — фигуры отцов церкви. В южном приделе на восточной стене написана композиция «Снятие одежд с Христа на Голгофе», в северном — «Тайная Вечеря». В окнах сохранились первоначальные кованые решетки геометризированного рисунка, а в дверном проеме южного фасада — металлическая дверь с решеткой.

К юго-западу от колокольни сохранились два надгробия из черного полированного гранита. Один из них поставлен на могиле крестьянки деревни Горки Д.А. Манухиной (1842-1915). От второго остался только цилиндрический постамент.

Писцовые книги ХVI века, с. 158; Материалы по истории.., с. 49-51; Добровольский, с. 42; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 3352, 3364; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 9. Л. 287 об.; № 6800; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2069. Л. 16-18.
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. — М.: Наука, 1997. — (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. — 2006.)